МФО и банки: основные игроки уже заявили о себе

На вопросы нашего портала отвечает Екатерина Сидорова, генеральный директор компании ОТП Финанс – микрофинансовой организации, специализирующейся на выдаче POS-займов и и входящей в международную финансовую Группу ОТП.


- Кто Ваши основные клиенты?  Кто Ваш клиент - и за счет чего Вы будете привлекать его внимание? 

- Нужно отметить, что одно из основных направлений деятельности микрофинансовой организации "ОТП  Финанс" - это  займы на приобретение товаров в торговых точках (POS-займы). Поэтому наши основные клиенты - это люди, которым необходимы денежные средства на приобретение бытовой техники, электроники, мобильных телефонов, мебели, меховых изделий и пр. Основным способом привлечения клиентов является сотрудничество с большим количеством торговых сетей - как крупными федеральными брокерами, так и мелкими региональными продавцами товаров, и соответственно, присутствие в торговых точках по всей стране. Клиент, желающий приобрести товар и нуждающийся в заемных средствах, будет выбирать наиболее подходящий для себя кредитный продукт. Поэтому оптимальная линейка займов помогает в привлечении клиента. Кроме того,  не последнюю роль играет бренд ОТП как известной международной финансовой группы. 


- Какую из моделей МФО, существующих на рынке, вы считаете наиболее правильной для себя? - Какими Вы видите перспектив онлайн и оффлайн моделей МФО - действительно ли есть смысл развивать только интернет-составляющую?

- Наиболее оптимальной мы считаем нашу действующую модель, которая подразумевает очень  консервативную политику рисков и ориентированность на POS-бизнес.   Сегмент МФО, как и весь финансовый рынок, не стоит на месте, развивается, и онлайн-технологии в этой сфере, безусловно, набирают обороты. Но, тем не менее, традиционные способы предоставления займа  - это не пережиток пошлого, а отдельные бизнес-модели, по-прежнему занимающие существенную долю на рынке. Это связано с тем, что в России еще во многих регионах  придерживаются более привычного оффлайн-кредитования. Также онлайн-кредитование, как правило,  предполагает небольшие суммы и сроки, поэтому это скорее МФО модели PDL (займов до зарплаты). Многие МФО модели SME (займы для индивидуальных предпринимателей и микробизнеса), потребительских и POS-займов  действуют в оффлайн-сегменте.


- В чем продукты и рынок МФО кардинально отличаются от банковского розничного рынка?

- Основные отличия банковского сегмента от сегмента МФО - это клиенты. А уже, исходя из этого ключевого отличия, формируются и все остальные: продукты, сроки, суммы, способы выдачи и погашения и т.д.  Клиенты МФО имеют более рискованный профиль, поэтому, как правило, это займы на более мелкие суммы  и более короткие сроки по сравнению с банковскими продуктами.


- Стоит ли ожидать массового прихода банков на рынок МФО?

- Если вы имеете в виду МФО, созданные внутри банковских групп, то, я думаю, что основные игроки уже заявили о себе. Тем не менее, при помощи мегарегулятора рынок МФО становится более  регулируемым и прозрачным, поэтому возможно, что ряд банковских групп еще заинтересуется этим сегментом и создаст МФО в своих периметрах.   


- Насколько Вы считаете рынок МФО в России сложившимся? Стоит ли ожидать больших перемен на нем?

- Рынок МФО, как и все другие рынки - это не константа. Он подвержен влиянию экономической ситуации, политики ЦБ, развитию технологий, сервиса и т.д. Также немаловажное значение имеет фактор конкуренции. Поэтому сейчас, в непростой экономической ситуации и с учетом всего вышеперечисленного,  думаю, что на рынке МФО стоит ожидать определенных подвижек и изменений.


- Могут ли в России быть востребованы МФО для юридических лиц? Или еще какие-то нестандартные виды МФО?

- В России уже существуют МФО, предоставляющие займы предпринимателям и микробизнесу. Если говорить про юридических лиц, то им требуются суммы гораздо больше 1 млн рублей, а это предельная сумма займа согласно действующему законодательству.  Заниматься изменением законодательства в этой сфере вряд ли имеет смысл, поэтому маловероятно, что МФО будут востребованы у юридических лиц. Сейчас появляется много интересных проектов в сфере онлайн-займов, предоставление займов  «в рассрочку» и т.д. Поэтому конкурентная борьба будет способствовать появлению нестандартных решений и новых моделей МФО, которые, думаю, мы увидим в скором будущем. Но не думаю, что такие новации будут занимать существенную часть данного рынка. 


- МФО, организованные банками, имеют ряд преимуществ. Например, доступ к банковскому финансированию, на отсутствие которого жалуются остальные участники рынка. Какие еще преимущества Вы можете отметить?

- Относительно «ОТП Финанс» могу сказать, что для нас преимуществами, помимо доступного финансирования, являются богатый опыт в сфере кредитования, наработанные технологии, обширная сеть и сотрудничество с ключевыми партнерами.


Михаил Харитонов и Екатерина Сидорова специально для ЗанимайОнлайн.ру





Екатерина Саенко

Директор департамента по сопровождению микрозаймов МФО «Агентство по рефинансированию микрозаймов»

Равшан Юсупов

Начальник юридического отдела СРО «Единство»

Бородина Людмила Анатольевна

Исполнительный директор ООО МФО «Лайм-Займ»


Примите участие в обсуждении
введите символы