Леван НАЗАРОВ (MILI.RU): Сейчас 15 ведущих компаний удерживают более 80% рынка краткосрочных займов.

Онлайн-микрофинансирование является одним из самых быстрорастущих сегментов финансового рынка. На вопросы нашей редакции о развитии рынка и о его перспективах ответил Леван Назаров генеральный директор онлайн-сервиса микрофиннасирования MILI.RU, являющегося одним из лидеров рынка.

- Сейчас некоторые банки начали выходить на рынок микрокредитования - как Вы к этому относитесь?

- Основным фактором является потребительский спрос – деньги людям нужны всегда и везде. Тот факт, что ряд розничных банков планируют выйти на рынок микрокредитования, нацелен на удовлетворение спроса доступным инструментом – в нашем случае МФО. Создание вертикально-интегрированных структур Банк-МФО позволит банкирам частично обойти предельно допустимые ставки кредитования и нормы резервирования банковского сегмента за счет ввода синтезированных продуктов МФО. Иными словами – банки будут продавать те же самые продукты, как и ранее, но под видом МФО, где допустимые ставки выше.


- Насколько это сильно повиляет на сами МФО и насколько такая конкуренция для них опасна?

- В некотором смысле, выход банков в сегмент МФО является парадоксом, поскольку исторически целевая аудитория банков и МФО имеет минимальное пересечение: клиенты с хорошей кредитной историей идут в банки, а с плохой в МФО. Поверьте, ни один клиент не обратится в микрофинансовую организацию, если он может получить более дешевый продукт за необходимое время в банке. С другой стороны, для микрофинансовых организаций это, безусловно, будет являться вызовом. Здоровая конкуренция на рынке выгодна в первую очередь потребителям, а это главное.


- Сформировался ли на рынке микрозаймов основной костяк игроков или все-таки новые лидеры будут появляться?

- Основной костяк на рынке МФО сформирован, но рынок открыт. По моей оценке, сейчас  15 ведущих компаний удерживают более 80% рынка краткосрочных займов.


-  Какие основные проблемы видите для развития микрокредитования в России?

- Многие вопросы в сфере регуляторики находятся в стадии решения, однако есть проблема, решение которой не наблюдается: доступ к капиталу. На сегодняшний день у МФО два пути к капиталу: акционерный капитал, заемные средства профессиональные инвесторы (от 1.5 млн руб.). И по  факту у российских МФО сейчас наблюдается полное отсутствие доступа к доступному заемному капиталу. Данный фактор в значительной степени тормозит развитие отрасли.


- Насколько  вообще высок интерес инвесторов к рынку микрокредитования?

-  Интерес со стороны инвесторов, безусловно, есть. Микрокредитование - это очень сложный транзакционный бизнес с высоким риском, именно поэтому все ведущие компании являются очень технологичными. По моему мнению, без внедрения современных технологий продаж и работы с риском микрофинансовая компания обречена на провал.


- Считаете ли Вы перспективным развитие только онлайн направления или офлайн также имеет право на жизнь?

- Это совершенно разные модели ведения бизнеса, и у каждой из них есть свои плюсы и минусы. Плюсами онлайн модели является крайне высокая возможность масштабирования, прозрачность и относительно низкие операционные затраты на обслуживание. К примеру, сравнивая первое полугодие по объему ваданных микрозаймов с аналогисным периодом прошлого года моя компания показала рекордный рост +964%, это абсотютный рекорд. В то же время, физическое присутствие в регионе, личное общение с заемщиком – делает свое дело. Совершенно не секрет, что основные затраты онлайн МФО - это реклама. В оффлайн сегменте миниофисы являются генератором трафика.


- Как Вы относитесь к возрастанию роли регуляторов на рынке МФО?

- За последние годы рынок МФО значительно прогрессировал: большинство компаний перешли на безналичные расчёты, введено много регуляторных ограничений (включая предельно допустимые процентные ставки базового и штрафного интереса), осуществляется жесткий надзор и пр. Можно сказать, что регулирование в секторе МФО стремится к банковскому. Мы поддерживаем эти начинания,  поскольку в первую очередь от введения данных норм выигрывает конечный потребитель.


Михаил Харитонов и Леван Назаров специально для ЗанимайОнлайн.ру





Екатерина Саенко

Директор департамента по сопровождению микрозаймов МФО «Агентство по рефинансированию микрозаймов»

Равшан Юсупов

Начальник юридического отдела СРО «Единство»

Ирина Полтавская

Директор Инвестиционного департамента группы компаний «Русмикрофинанс»


Примите участие в обсуждении
введите символы