Как действовать при угрозах коллекторов, и какие они имеют права.
Коллекторы – это специализированные сотрудники, которые призваны помогать найти выход должникам кредитных организаций из сложной финансовой ситуации. Именно так должны работать профессиональные взыскатели, а не заниматься «выбиванием» задолженности. Об этом стоит помнить каждому, у кого появляются просрочки. Поэтому при малейших угрозах или других правонарушениях заемщику необходимо моментально начинать пресекать подобные действия.
Содержание:
Что вправе делать коллекторы
На данный момент работа взыскателей регламентируется административным и уголовным кодексами Российской Федерации. Поэтому коллекторы, отталкиваясь от всех законодательных норм, в праве только уведомлять заемщика об имеющемся долге, а также предлагать варианты его погашения.
Любые требования выплатить задолженность уже можно рассчитывать в качестве вымогательства. Звонки родственникам и знакомым по долгу другого человека расцениваются в виде разглашения конфиденциальной информации. В свою очередь, непосредственные угрозы, или еще хуже действия, по причинению вреда имуществу, здоровью и жизни должника вообще являются уголовно наказуемыми преступлениями.
Что делать если коллекторы угрожают
Изначально каждому должнику стоит запомнить, что любое общение, будь то со службой взыскания банка, либо коллекторским агентством, должно быть зафиксировано. Это может быть официальная письменная переписка, аудио- видео-фиксация. Благо нынешний технический прогресс это позволяет выполнить.
Всю последовательность действий, при угрозах, можно разделить на три основных этапа:
- Усмирение непрофессиональных взыскателей;
-
Решение проблемы через контролирующие органы;
-
Обращение в органы правопорядка.
Причем желательно выполнять данные действия именно в такой последовательности, но не забывать, что коллекторы обязаны общаться с любым должником корректно, вне зависимости от срока и суммы просроченных выплат. Поэтому любое нарушение данного правила должно сопровождаться более решительными действиями заемщика.
Непрофессиональные сотрудники
В случае каких-либо малейших угроз должнику необходимо записать фамилию и имя взыскателя, занимаемую должность, и какую компанию он представляет. Далее составляется жалоба в свободной форме о неправомерных действиях коллектора и отправляется по почте, либо передается лично в компанию, от имени которой он действует, а также кредитную организацию, где оформлялись долговые обязательства.
Если передача заявления происходит посредством почтовой пересылки, то письмо должно быть заказное и обязательно с уведомлением. В случае непосредственного обращения в компании, жалоба составляется в дух экземплярах. Один – передается, а на втором уполномоченный сотрудник ставит отметку о получении с входящим номером корреспонденции. Такие действия могут потребоваться при дальнейших разбирательствах в качестве документального доказательства.
Хотя стоит помнить, что подобные жалобы помогут, только если компания, которая занимается взысканием, является действительно надежной и дорожит своей репутацией. Подобные случаи встречаются, когда отдельный сотрудник позволяет себе отойти от стандартов работы коллекторского агентства.
Контролирующие органы
При отсутствии каких-либо мер по исключению угроз из процесса общения с взыскателями, либо несоответствующем поведении представителей компании в офисе в момент подачи жалобы, необходимо незамедлительно обращаться в контролирующие органы.
Вам понравится:
При выборе онлайн-жалобы потребуется заполнить все необходимые поля, помеченные красной звездочкой. В самом тексте обращения необходимо описать кратко суть своей проблемы. Например, от какой организации поступали звонки с угрозами, сколько раз и в какое время. Завершить текст фразой: «Прошу принять меры».
Параллельно производится направление заявления в Банк России. Здесь есть возможность написать жалобу в территориальном представительстве. Также можно отправить заявление по почте заказным письмом с уведомлением. Образец заявления необходимо откорректировать, указав данные должника, органа управления ЦБ, в который будет оно направлено, а также оставив пункты, которые касаются непосредственного случая.
Правопорядок
Если же и после этого продолжаются звонки с угрозами, то единственным выходом остается наказание злоумышленников, которые преступают законодательные нормы. Для этого должнику потребуется обратиться в местные органы правопорядка: полицию и прокуратуру. Образцы заявлений также необходимо подкорректировать для каждого индивидуального случая.
Для обращения в полицию:
Для обращения в прокуратуру:
Как показывает практика действий органов правопорядка, заявления на неправомерные действия стоит подавать одновременно и в полицию, и в прокуратуру. Таким образом, реакция на незаконные действия будет более быстрой и эффективной.
Как вести себя, если коллекторы приехали домой
Каждому заемщику необходимо запомнить, что все разбирательства по финансовым вопросам обязаны регламентироваться официальными документами. Поэтому первым делом, в случае визита взыскателей, стоит затребовать предоставить определенный перечень документов:
-
Удостоверение сотрудника организации;
-
Документы о законной передаче права требования долга третьему лицу;
-
Учредительные документы, разрешающие финансовую деятельность коллекторского агентства.
В случае отсутствия хоть какого-то документа, либо заверенной нотариусом копии, ни в коем случае нельзя продолжать проводить дальнейшее общение с такими «вымогателями». Стоит закрыть дверь, а если они начинают ломиться домой, необходимо вызвать полицию.
Также после визита взыскателей без документов, порчи имущества или надписях красой на стенах о долге, желательно направить жалобы, как в контролирующие органы, так и органы правопорядка. В противном случае посещения подобных коллекторов не прекратятся.
Не стоит забывать, о том, что взыскатели имеют право только уведомить об имеющемся долге. Поэтому никого из них нельзя пускать к себе домой для каких-либо действий по описанию имущества. Этим занимаются судебные приставы по решению суда.
Наиболее выгодной защитой при посещении коллекторами дома заемщика, будет четкая позиция о желании дальнейшего общения и разбирательства по долгу, в судебном порядке. Также стоит помнить о фиксации на видео или аудио всех разговоров. Это сможет не только защитить интересы должника в суде, а и потребовать моральную компенсацию за неправомерные действия взыскателей.
Ольга Севастьянова специально для ЗанимайОнлайн.ру
Виктории Логиновой.
Задайте свой вопрос
С 1 октября 2015 года для россиян стала доступна возможность получения статуса банкрота, при невозможности выполнять свои долговые обязательства. Данная процедура требует довольно много последовательных действий от гражданина, поэтому мы создали пошаговую инструкцию получения статуса банкрота.
Узнать наличие задолженности у судебных приставов очень легко. Для этого требуется всего пара свободных минут.
Наталья Рябоконева
Руководитель продукта Управления развития кредитных продуктов ОТП Банка
Елена Шпорт
Директор департамента клиентского сервиса Рефинансируй.рф