Навязать страховку по кредиту – миссия выполнима

10.10.2016 11:59

С целью защиты потенциальных заемщиков от навязываемых банками страховок при оформлении кредитов, с июня 2016 года Центробанком был введен так называемый «период охлаждения» - срок, на протяжении которого гражданин имеет полное право расторгнуть договор добровольного страхования, получив обратно свои деньги. Отсчет «периода охлаждения», который длится 5 рабочих дней, начинается с момента заключения договора. Несмотря на такую меру, банки нашли два способа принуждать заемщиков к оформлению личного страхования по кредиту.

Первый вариант заключается в том, что «период охлаждения» призван урегулировать отношения между страховой компанией и физическим лицом в случае заключения между ними договора. Кредитные организации начали заключать соглашения непосредственно со страховыми компаниями, при этом заемщиков просто подключают к действующей программе – это означает, что они не имеют возможности расторгнуть договора, согласно которым страховщиком выступает сам банк.

Данная тактика кредитных организаций подпадает под действие п. 2 ст. 16 Закона «О защите прав потребителей». Это означает, что каждый гражданин, которому была навязана коллективная страховка, имеет все законные основания ее расторгнуть и получить свои деньги обратно. Эта процедура чрезвычайно проста: следует написать заявление в течение 5 рабочих дней с момента заключения договора, и передать его в компанию, продавшую услугу. В случае отказа банка разорвать договор, необходимо обращаться с жалобой непосредственно в Центробанк, который сделает соответствующий запрос в кредитную организацию и добьется выполнения норм страхового законодательства.

Второй вариант более хитрый, и фактически не нарушает законодательства. Многие банки учли все риски, связанные с невыполнением новой нормы, и начали применять другую тактику – они убеждают своих клиентов оформлять страховку добровольно, по собственному желанию. Делается это следующим образом: кредит предоставляется без страховки, но с более высокой процентной ставкой, либо с низкой процентной ставкой, но с условием покупки страхового полиса.

К примеру, один из крупных отечественных банков предлагает своим заемщикам кредит под 7,7% при условии оформлении страхования жизни, либо под 11% без страхования. Подвох заключается в том, что в случае подписания такого договора заемщику будет сложно доказать, что к покупке страхового полиса его принудили. Да и получается, что самому клиенту экономически выгоднее приобрести страховку, чем погашать долг по значительно завышенной ставке.

Подобные действия банков понятны – они желают свести к минимуму все возможные риски по невозврату задолженности. Однако любые уловки, принуждающие клиентов покупать страховой полис, фактически являются навязыванием. Поэтому и на подобную практику стоило бы контролирующим органам обратить внимание.


Михаил Харитонов специально для ЗанимайОнлайн.ру




Сергей Тарасов

Директор по продаже дополнительных продуктов группы компаний «Быстроденьги»

Григорий Иванюк

Начальник управления розничного бизнеса Банка «Левобережный»


Примите участие в обсуждении
введите символы